Сиротство как социальное явление присуще любому обществу независимо от качественных и временных этапов его развития, поскольку всегда существует определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин остаются вне семейной заботы и требуют особого отношения к себе со стороны государства. И хотя наилучшей формой устройства детей-сирот является семейная, деинституализация воспитания детей-сирот пока остается только благим пожеланием. Поэтому общественное воспитание в интернатных учреждениях, как одна из исторически сложившихся форм помощи детям-сиротам, является основной на данном этапе общественного развития. Ежегодно более 15 тысяч воспитанников интернатов и детских домов начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый - совершает самоубийство. Именно это делает проблему социальной адаптации, интеграции в общество воспитанников детских домов и школ-интернатов особенно актуальной. Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся, социально обусловленной структуры: 1 - имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека); 2 - притязание на признание; 3 - психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; 4 - социальное пространство: долг и права. В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и не всегда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени. Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой - через асоциальные формы поведения. У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно. Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др. Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой. На наш взгляд помогут разрешить данные проблемы нетрадиционные методы и приёмы воспитания, специально разработанных воспитательных мероприятий и выполнение определённых принципов в работе воспитателя. Пути решения воспитательных задач считаю следующие: через рефлексивное сознание и понимание к самопознанию, и самовоспитание в направлении, отвечающем нравственным и духовным запросам общества; развитие интереса у детей к определенной деятельности с раннего возраста; формирование и развитие жизненной перспективы; предоставление возможности и помощи детям реализовывать себя в положи¬тельной деятельности; насыщенное информацией общение с другими детьми и взрослыми. Основополагающими принципами в своей работе считаю: 1. Принцип демократизации отношений, который предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на собственную точку зрения, стиль отношений ребенка и педагога: "не запрещать, а направлять", "не управлять, а соуправлять"; "не принуждать, а убеждать"; "не командовать, а организовывать". Создаёт психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; 2. Принцип индивидуального личностного подхода - предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием. 3. Принцип природосообразности - предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований. 4. Принцип творчества и свободы - предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, "сотворения" им собственной жизни. 5. Средовый подход в воспитательной деятельности, т.е. максимальное использование внешней среды детского дома-школы в развитии личности ребенка, что позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность. Среди многообразия используемых методов воспитания, отдаю предпочтение: созданию ситуаций успеха, свободного выбора, творчества, эмоционального заражения и др.; самоопределению личности: самоанализ, самооценка, самоконтроль; постановка личных перспектив, самовоспитание, самосовершенствование. Основным методом педагогического общения для меня является метод эмоционального соучастия, основанный на взаимоуважении и поддержании достоинства субъектов общения. Основные формы работы: совместное созидание (участие в конкурсах, соревнованиях, подготовка и проведение семейных праздников, оформление семейных альбомов и т.д.); развлечение-коммуникации (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения, и т.д.); представления-коммуникации (дискуссия, фронтальная беседа, диспут, обсуждения за круглым столом, разбор ситуаций и т.п.); Индивидуальная работа (оформление портфолио достижений, фотоальбома, беседы на тему: "Чего я сейчас хочу?", "Какой я сейчас?" «Что во мне мне нравится, а что не нравится» «Каким я буду взрослым», внедрение новых форм сотрудничества с родственниками воспитанников и т.д. Анализируя опыт работы по проблеме «Развитие самосознания воспитанников детского дома в процессе социализации и воспитания» мы пришли к следующим выводам. Дети становятся более уверенными в себе, самостоятельными, чувствуют себя защищенными, что приводит к ускоре¬нию темпов их личностного роста. Исчезает проблема взаимоотноше¬ний между детьми и с взрослыми. До минимума сокращается количе¬ство самовольных уходов из учреждения, совершенных правонарушений. Выпускники успешно устраиваются в самостоятельной жизни. |