Слайд1. Все вокруг быстро меняется. Но неизменной, постоянной величиной остается человек. И в современном мире он провозглашен наивысшей ценностью. Успешное решение сложных экономических социальных проблем, стоящих перед нашим обществом на данном этапе, неразрывно связано с воспитанием молодого поколения. Конвенция ООН о правах ребенка гласит: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания". Именно семья как социальный институт определяет, кроме всего прочего: -Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Но наши дети лишены такой семьи – они, каждый по своим причинам, оказались в детском доме. Здесь они учатся, радуются и грустят, растут. Окружающие их взрослые – работники детского дома, стремятся создать все условия для их нормального развития, чтобы дети не чувствовали себя обделенными. Но заменить семью мы не можем. И не только детство наших воспитанников отличается от детства их сверстников, проживающих со своими родными. Жизнь наших детей делится на две части: жизнь в детдоме и жизнь после его окончания. Когда вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога и других, выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. А их у него возникает много во всех сферах. И наша задача помочь ребенку как можно лучше подготовиться к взрослой поре. Ни для кого не секрет, что стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем мире в полной мере может только здоровый человек. Тема здоровья человека в 21 веке становится первостепенной. Здоровье подрастающего поколения России в современных социально экономических условиях характеризуется увеличением заболеваемости хронической патологией, нарастанием уровня инвалидности, отклонениями в психическом здоровье, снижением показателей физического развития. У детей школьного возраста в результате роста учебных нагрузок на фоне ухудшающихся показателей здоровья наблюдается состояние школьной дезадаптации. На здоровье детей, воспитывающихся в детских домах, помимо факторов, определяющих здоровье детской популяции в целом, оказывает влияние фактор социального сиротства. Нам всем известно, что дети-сироты, с раннего возраста воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют задержку физического и нервно-психического развития и более высокий уровень заболеваемости по сравнению со своими сверстниками. Изменение социального состава сиротства проявилось в ухудшении физического состояния детей, в появлении детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, с проблемами в поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). Наших воспитанников по состоянию здоровья относят к контингентам высокого риска. У нас, в Ялгинском детском доме в 1996 году началась работа по осуществлению проекта «Школа здоровья» в рамках программы «Дети Чернобыля». Слайд2 За эти годы накоплен большой опыт в этом направлении, отработан системный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся. Что было предложено когда-то как эксперимент, сейчас для нас стало обыденной жизнью: - ежедневная зарядка на свежем воздухе; -обязательная прогулка после школьных занятий, перед самоподготовкой, вечерняя прогулка перед сном; -минутки отдыха для души и тела – физпаузы, в том числе и динамические, на самоподготовке; -работу на пришкольном участке, по уборке территории мы рассматриваем как физический труд на воздухе, способствующий укреплению здоровья, закаливанию организма; -последняя пятница каждого месяца у нас – День здоровья. Мы до сих пор себя ощущаем школой здоровья. Слайд3. Поэтому, когда в методическом объединении воспитателей наметились новшества: были созданы творческие группы и определены направления работы, одно из направлений при этом и стало формирование потребности в здоровом образе жизни. Слайд4. Вообще у нас создано несколько творческих групп, в которые объединились воспитатели из разных семей, работающих по похожему проблемному вопросу. Мы постарались, чтобы в группе был представитель из каждой семьи. Преимущества работы в творческих группах мы видим в следующем: 1)творческая группа объединяет воспитателей-единомышленников, работающих по одной общей программе; 2)групповое обсуждение новых документов, статей, занятий позволяет получать воспитателям больший объем теоретических и практических знаний; 3)постоянное пополнение содержания программы в каждой творческой группе позволяет создать педагогическую копилку; 4) обмен опытом между коллегами по применению мультимедийных средств и компьютерных технологий. Воспользуюсь случаем и расскажу немного, как строилась наша работа. Каждая группа написала свою образовательную программу. Слайд5. Структура программа была определена одинаковая и включает в себя: -название программы -пояснительную записку -цели и задачи -содержание занятий -преимущества нововведений -ожидаемый результат -перечень литературы. Слайд6. На данное время работа строится по 6 программам: -1. Формирование гуманистически направленной личности в условиях детского дома; -2. Формирование сознательного отношения к труду. Профессиональное самоопределение; -3. Формирование культуры поведения, чувств и общения; -4. Подготовка к самостоятельной жизни, к семье и браку; -5. Формирование правовых знаний у воспитанников детского дома-школы; -6.Программа оздоровления «Азбука здоровья». Члены творческой группы, занимающейся реализацией программы «Азбука здоровья», являются группой единомышленников, имеют большой опыт работы по этой проблеме. Слайд7. Учитывая тот факт, что дети-сироты относятся к группе риска, важным аспектом для их здоровья является избавление от вредных привычек, ведение здорового образа жизни и профилактика ВИЧ. Руководитель - Каргина О.П., воспитатель высшей категории, старший воспитатель семьи, много лет занималась закаливанием детей в семье, что дало положительные результаты в улучшении здоровья воспитанников, сокращении случаев сезонных простудных заболеваний. Слайд8. Программа нацелена на содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей-сирот, на формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью и физической культуре. В соответствии с замыслом, задачами программы стали: разработка и внедрение наиболее рациональных форм и методов диагностики физического здоровья детей; создание системы учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности; закрепление навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности детей. На занятиях воспитатели стремятся сформировать у ребенка потребность быть здоровым, учат его этому, помогают в сохранении здоровья. Опытом своей работы воспитатели делятся на заседаниях творческих групп. Каждый имеет возможность показать свою работу с детьми. Слайд9. Сложилась следующая схема таких заседаний: -показ открытого мероприятия; -самоанализ; -обсуждение; -обобщение; -общие рекомендации (исправить недостатки или обобщить и представить для обмена опытом). Планируемая работа, предлагаемая детям должна быть разнообразной, разноуровневой, привлекательной и не должна навязываться «ежеминутно». Слайд10. Вот некоторые открытые занятия, разобранные на заседаниях творческой группы: путешествие в страну здоровья, игра-упражнение «Мы пешеходы», маскарад вредных привычек, рассуждения о здоровье «СПИД-плата за беспечность», комплексное занятие «Ускоренная помощь», информационный бюллетень «Роль здоровья в выборе профессии», эстафета советов «Береги честь смолоду, а здоровье всю жизнь», разброс мнений «Наше здоровье в наших руках», круглый стол «Сигарете – бой», час общения «Если хочешь быть здоров», презентация «Секреты красоты и здоровья». Большое внимание каждому занятию, это само собой. Но главное, конечно, что мы получим на выходе. С одной стороны, ребенок должен хотеть приобретать «знания» и «умения» о здоровье и здоровом образе жизни, а с другой – хотеть потом применять их в жизни. В идеальном приближении хочется видеть воспитанника личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Надо отметить, что программа не оторвана от дел всего детского дома-школы. Наши воспитанники активно принимают участие во всех общешкольных делах. (Это дни здоровья среди классов и среди семей. Конкурсы «Здоровячек». Подведение итогов по спорту между семьями, классными коллективами). Преимущества нового: -большая устойчивость показателей работоспособности воспитанников на протяжении учебного года; -достоверно меньшая частота случаев сильного и выраженного утомления, особенно в середине учебного дня; -снижение острой заболеваемости; -меньшее напряжение сердечно-сосудистой системы; -сохранение более высоких адаптационных возможностей детей; -меньшая частота случаев повышенной и высокой степени невротизации детей; -более устойчивое психо-эмоциональное состояние; -повышение учебной успеваемости. Большинство ребят позитивно относятся к этой инновации, связывая ее преимущество с меньшим утомлением, улучшением самочувствия и успеваемости. Учитывая неблагополучную ситуацию со здоровьем всего молодого поколения России в целом и принимая во внимание фактор неблагоприятной наследственности детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя не задумываться над совершенствованием процессов оздоровления воспитанников интернатных учреждений. Как говорится - невозможно сделать из зерна колос. А вот создать условия, при которых из зерна вырастет колос, можно. Так и с нашими воспитанниками: нельзя с помощью какого-то алгоритма заставить ребенка быть благоразумным. Но создать климат, благоприятный для появления таких ростков, возможно. Слайд11. Так что, успехов всем нам. Арабская пословица гласит: «Жизнь кончается, работа – никогда». |