Выступление на заседании педсовета. «О культуре взаимоотношений». (март, 2009 г.) Все мы взрослые, работающие в детском доме-школе, в той или иной мере общаемся с нашими воспитанниками. Но характер наших взаимоотношений во многом отличается. Если говорить об учителях, то в основном им приходиться общаться в деловом стиле, так как это ближе к их работе – это дать знания детям. Нам же, воспитателям, приходиться общаться больше всех с нашими воспитанниками и, реализуя множество задач в ходе нашей деятельности, мы строим наше общение по разному. Но оно предполагает: в первую очередь, безусловное уважение к личности ребенка вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, физических и психических особенностей. Во-вторых, опору на личные достоинства ребенка, в том числе на те, которые проявляются в реальности в самых малых дозах. И в результате нашей работы в детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, но, и, как сказала выше Ирина Александровна, у воспитателей также развивается стремление к нравственному самоконтролю. Отношения с воспитанниками приобретают искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные пути влияния на детей. Мы стремимся к созданию у детей душевного комфорта, что позволяет эффективнее воздействовать на них. Но одно дело, когда мы грамотны в этом отношении. И другое, насколько наши воспитанники могут строить культурные отношения с окружающими, живя здесь с нами и по выходу из детского дома, когда они полностью самостоятельны. Что же делается воспитателями в данном направлении? В этом году мы приступили к практической реализации экспериментальных программ. Одна из разработанных творческой группой программ так и называется: «Формирование культуры поведения, чувств и общения». Она имеет цель: сформировать нравственные чувства, высшие душевные качества, позитивное отношение к себе и к окружающему миру. Достижению этой цели способствует реализация следующих задач: - развивать у детей сознательное и ответственное отношение к своему поведению; - прививать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими людьми; -способствовать определять стратегию устранения конфликтной или близкой к ней ситуации; -создавать условия для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы; -содержательно и доступно знакомить с основными категориями морали; -показывать на практике преимущества следования гуманистическим принципам; -создать ситуации и дать возможность детям определить свою позицию и поупражняться в нравственных поступках. Формы и методы работы разнообразны. Это различные беседы-диалоги, моделирование ситуаций (воспитывающих, жизненных), тесты, обращения к миру мудрых мыслей, разброс мнений, творческие занятия, игры (игра-драматизация, - тренинг, - упражнение, - экзамен, - соревнование), эстафеты (эстафета-советов, - новостей, - мнений), презентации (презентация рисунков, рассказов, поделок), просмотры фрагментов фильмов (документальных, художественных, мультипликационных), чтение и анализ текстов (художественных, научных, образовательных, статей из периодики), прогулки и экскурсии, аутотренинг (ряд упражнений для самопрограммирования личности на позитивное, оптимистичное восприятие мира). Практически охвачены все дети. Проведено 4 заседания творческой группы. Сложилась следующая схема таких заседаний: -показ открытого мероприятия; -самоанализ; -обсуждение; -обобщение; -общие рекомендации (исправить недостатки или обобщить и представить для обмена опытом). Открытые мероприятия показали: -Посеукова Л.В.. Сюжетно-ролевая игра: «В театре»; -Саменкова Н.Н.. Вечер встречи: «В кругу семьи»; -Кузнецова Л.В.. Занятие: «У меня зазвонил телефон»; -Шукшина С.В.. Эстафета новостей: «Помни эти правила (об обязанностях пассажира)». На этих занятиях мы увидели практическую направленность. В ходе таких занятий дети учатся правильно вести себя, общаться в конкретной ситуации. Планируется в этом году еще рассмотреть на заседаниях данной творческой группы следующие открытые мероприятия: -круглый стол: «Вот это стол-за ним едят»; -игру-упражнение: «Гостям всегда рады»; -беседу-размышление: «Секреты общения». Работа ведется большая и постоянно. Но не все гладко в нашей жизни. Когда дети маленькие, нам кажется, что все у нас и у детей получается, все хорошо. Но дети вырастают и что-то происходит с ними в старшем возрасте. А ведь в этом возрасте именно старшеклассникам больше всего хотелось бы видеть во взрослых друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельной жизни они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Мы порой просто не узнаем наших воспитанников. Взаимоотношения часто обременены конфликтами и взаимопонимание оставляет желать лучшего. И здесь проблема взаимоотношений. Как ее решить? Однозначного ответа наверно не найти. Может быть, порой просто не хватает у нас терпения, повышаем голос. А еще надо отметить, и вы все это знаете и со мной согласитесь, что с каждым годом все меньше и меньше времени остается на разговоры по душам. Мы постоянно чем-то заняты: то, какие то срочно бумаги надо приготовить, то что-то отмываем, куда-то готовимся. А на ходу, бегом обсуждение каких-то животрепещущих вопросов для детей-это все не то, они же ждут задушевного разговора от нас. Ведь в целом наши воспитанники совсем неплохие, даже можно сказать, в основном хорошие. Мы на методобъединении воспитателей затрагивали тот вопрос, о котором говорила Ирина Александровна, что неплохо было бы, если бы был регулярно действующий семинар для обсуждения психологических проблем подростков, с тем, чтобы это служило постоянным напоминанием, как строить грамотно взаимоотношения с учетом особенностей характера, темперамента, возраста. Мария Алексеевна уже поднимала вопрос, что мало работаем по формированию полового воспитания. Не знают наши старшие воспитанники как преподнести свои чувства. А мы должны их учить и этому тоже, ведь это все взаимоотношения между людьми. Будем работать и дальше. Искать и находить нужные решения. |