Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.12.2024, 12:02
ГБУ РМ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии праздников, вечеров, конкурсов, бесед и т.д. [83]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Опрос
Оцените качество услуг нашей организации
Всего ответов: 116
Удовлетворены ли Вы организацией быта?
Всего ответов: 102
Удовлетворены ли Вы качеством преподавания учебных дисциплин?
Всего ответов: 101
Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования
Всего ответов: 97

Документы

Главная » Файлы » Воспитательные разработки » Сценарии праздников, вечеров, конкурсов, бесед и т.д.

Формирование культуры поведения у воспитанников
[ Скачать с сервера (20.3 Kb) ] 22.09.2010, 21:44
Выступление на курсах в МРИО
«Формирование культуры поведения у воспитанников»
(январь, 2009 г.)

Содержание.
Введение.____________________________________________3
Глава1. Основы этического воспитания в детском доме.
1.1. Свободное развитие личности.______________________4
1.2.Факторы девиантного поведения детей._______________6
1.3. Методы психологической защиты.___________________7
Глава 2.Организация работы по привитию культурного поведения.
2.1. Гуманные отношения в воспитании._________________14
2.2. Воспитанники с проблемами поведения.______________17
Заключение.__________________________________________19
Список литературы.___________________________________20

Введение.
Мы живем в необычное время: наша страна ищет свою дорогу в будущее. Ушел с исторической арены 20 век. Все вокруг быстро меняется. Но неизменной, постоянной величиной остается человек.
Появившийся на свет младенец-это живой организм, которому предстоит стать человеком: у него все задатки человеческого становления, однако сам по себе организм не разовьется из существа в человека, не станет личностью-носителем социальных отношений, членом общества, способного взаимодействовать с людьми. Но, чтобы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, то есть должен усвоить данный уровень духовной и материальной культуры. Если бы вдруг люди перестали проявлять заботу о подготовке к жизни в обществе, наступил бы тупик социального развития, а, возможно, и исчезновение человечества вообще.
Воспитание-это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее, не был динозавром 21 века. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий период детства, отрочества и ранней юности. Передача эта не совершается прямым путем, ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности. Они, эти усилия, и должны быть направлены, организованы, облегчены нами, педагогами и воспитателями.
В процессе формирования личности воспитание этической культуры имеет особое значение, так как в ней закреплены отобранные человеческим опытом нормы взаимодействия между людьми, выражены нравственные правила общежития.

Глава 1.Основы этического воспитания в детском доме.
1.1. Свободное развитие личности.
Пожалуй, все знают слова А.С.Пушкина: «Говорят, что несчастие – хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».
Чувствовать себя счастливым естественно для ребенка, воспитывающегося в своей семье, но не всегда это так для детей, живущих в детском доме. А ведь детство должно быть переполнено радостными событиями. Именно они наиболее прочно, навсегда входят в нашу память. А значит, обладают особой силой влияния. Ребенок, лишенный радости, становится вялым, гаснет его взор, силы его дремлют в бездействии. Радость необходима ему, как кислород. Атмосферу радостного детства надо создавать в наших детских домах и тщательно оберегать, потому что в ней источник развития.
Радость – мудрая, добрая воспитательница. В способности к радости, переживанию счастья – жизненный импульс, заряд активности. Для духовного роста радость необходима так же, как солнечный свет и воздух для физического развития.
Ребенок то и дело празднует свои маленькие и большие победы, терпит поражения. Если он хмурится, когда все смеются, и смеется, когда все переживают глубокую растроганность, если он зол и недисциплинирован, значит, он страдает, страдает от неуспеха, непризнания. И нам, воспитателям, необходимо дать ему пережить успех, чтобы он не остановился, удрученный, а, преодолев трудную ступень, шел и шел дальше.
Создавать по возможности воспитанникам ситуацию успеха – это значит помогать ему выбирать цели по силам и достигать их, вовремя приходить на помощь, если что-то не получается, не забыть похвалить, если вышло хорошо. Похвалить его лучше сравнивая новые успехи с прежними, а не с успехами других детей.
Нормальному развитию мешают не только стрессы конфликта, но и стрессы монотонности. Гнет скучной, однообразной жизни непереносим для ребенка. Развитие личности осуществляется успешно лишь при условии, если обеспечена эмоционально здоровая настроенность ребенка, если удовлетворяется его стремление к романтике, красоте, общению, деятельности. Они хотят жить активно, деятельно, радостно и интересно. И наша задача помочь воспитанникам во всем этом.
В отношениях воспитателя к ребенку (а ребенка к воспитателю) должна признаваться автономность внутреннего мира человека и практически утверждаться право человека на свободное проявление своего индивидуального «я».
Воспитательный процесс становится этическим только тогда, когда в сознании каждого его участника, будь то ребенок, воспитатель или постороннее лицо, оказавшееся в школе, детском доме, сложилось понятие «человек», отражающее обобщенное ценностное отношение вообще к человеку как таковому. Если это произойдет, то тогда не обсуждается вопрос, можно ли кричать на ребенка. Нельзя, потому что он человек! Можно ли пренебрегать достоинством няни? Нельзя, потому что она человек! Постоянная и повсеместная ориентация на присутствие рядом человека как раз и придает воспитательному процессу этический характер.
Принятие ребенка как данности подразумевает, что и ребенок учится в ходе взаимодействия с воспитателем принимать другого человека как данность. В противном случае ребенок начинает относиться к воспитателю как к обслуживающему персоналу, как к средству обеспечения собственного благополучия.
Этическое воспитание предполагает в первую очередь безусловное уважение к личности человека вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, физических и психических особенностей. Лысый, горбатый, рыжий, слепой, глухой, заикающийся – это все внешние показатели, никак не исчерпывающие и тем более не заменяющие внутренних личностных характеристик. Формы безусловного уважения отработаны мировой культурой, закреплены в поведенческих традициях, поэтому их соблюдение несложно. Правда, при одном условии: общечеловеческие поведенческие традиции нуждаются в культивировании, чтобы они становились школьными, семейными культурными традициями.
Во-вторых, этическое воспитание предполагает опору на личные достоинства человека, в том числе на те, которые проявляются в реальности в самых малых дозах. Помимо индивидуальных, ребенок обладает общими человеческими достоинствами: способностью мыслить, созидать, воспринимать другого человека, быть существом моральным. Обращаться следует к разуму, творчеству, нравственности ребенка:
«Если мы с вами сделаем так, то тогда…»
«Ведь в наших же силах улучшить обстановку…»
«Представим, каково человеку при таких обстоятельствах…».
Детей в детском доме следует знать и различать по их достоинствам, а не по внешним признакам. Например, воспитанники говорят: «Этот длинный из 6 семьи…». Воспитатели должны содействовать публичному и широкому оглашению достоинств детей, чтобы, и, не зная имени, дети воспринимали каждого члена коллектива через призму его достоинств: «Тот, который хорошо играет в шахматы…», «Он стихи сочиняет…», «Тот, который любит кошек…», «Говорят, он самый добрый» или «Она хорошо шьет».
Наши выросшие воспитанники не будут счастливы в жизни, если их с малолетства мы не научили азбуке любви: внимательному, уважительному отношению к другим людям. Очень важно, чтобы ребенок умел любить других людей, жалеть и чувствовать их, помогать им.
1.2.Факторы девиантного поведения детей.
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Работа воспитателя направлена на содействие способности воспитанника быть субъектом собственной жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный человеку выбор и занимать осознанную жизненную позицию, ценя достоинства своего «Я».
Количество детей, которых выделяют как детей с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Для того чтобы деятельность по решению данной проблемы была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и другие).
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
1.3. Методы психологической защиты.
Мир, окружающий нас, сложен и изменчив. В каждый момент времени он приносит одному человеку удачу, радость, спокойствие, другому – горе, тревогу, заботу. Каждый день – это смешение добра и зла. В мире и в личной жизни постоянно присутствуют факторы, которые могут мешать чувствовать себя счастливыми, которые «бьют» по самолюбию, вызывают раздражение и пессимистические чувства. Этот мир «давит» и на наших воспитанников, вынуждая постоянно переживать неудачи, стрессы, конфликты, явные и мнимые угрозы и опасности. Личность постоянно вынуждена противостоять этому бушующему миру, защищаться от него.
Рассматривая мотивационно-побудительную сферу детей детских домов, легко увидеть отчетливую картину доминирования желаний и потребностей, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, выполнением режимных правил, учением, соблюдением правил поведения и указаний воспитателей и учителей. Эта особенность мотивационной сферы характеризует повышенную зависимость от конкретных условий, факторов и обстоятельств окружающей среды и особенно зависимость от взрослых – воспитателей и учителей. Она отражает повышенную чувствительность к факторам возможного наказания или поощрения и объясняет легкость формирования тревожности, неуверенности в себе, конфликтности и обостренного чувства защиты «Я».
Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от внешних опасностей. Это механизм психологической защиты.
Психологическая защита – это подсознательная система моделей поведения, сформированная на основе жизненного опыта человека, ограждающего его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира.
Наиболее известные виды психологических защит получили свои названия: отрицание, идеализация, проекция, подавление, вытеснение, регрессия, изоляция, замещение, интеллектуализация, рационализация, аннулирование, смещение, идентификация, сублимация.
Отрицание – стремление избежать информации, вызывающей тревогу. Самая первая реакция любого ребенка на неожиданное и очень неприятное или даже трагичное для него известие: «Нет! Этого не может быть!». Отрицание проявляется в игнорировании неприятной информации. Ребенок как бы не воспринимает ее, не слышит, отказывается принять, а затем соответственно ничего из воспринимаемого не осознает. Таким образом, он избавляется от неприятных переживаний. Избавиться от страха, тяжелых переживаний можно, если не знать о них вообще. Это проявляется и во внешних действиях. В состоянии ужаса ребенок непроизвольно закрывает глаза. Если ребенок что-то натворил и боится наказания, то он активно отрицает свое участие в ситуации, при виде приближающего человека, который может наказать, крепко зажмуривается. Отрицание может иметь и положительный эффект. Если человек не думает об опасности, отрицает ее, то он может совершить героический поступок.
Идеализация (обесценивание) – попытка ребенка найти идеального защитника от всех бед и идеальное решение проблем. Как определенный дефект личностного развития, у некоторых детей идеализация переходит во взрослый период. Тогда у них проявляется стремление найти в ком-то опору и поддержку, защитника перед всеми ужасами окружающего мира. Эти люди настолько привязаны к своему идеалу, зависимы от него, что практически теряют свою личность. Однако часто идеал не оправдывает надежд, и тогда неизбежно наступает обесценивание. Идеал из объекта поклонения и привязанности превращается в объект ненависти и гнева.
Проекция – это форма защиты, при которой ребенок бессознательно переносит свои неприемлемые чувства, желания на другое лицо. Особенно это характерно при стремлении оправдать себя, в результате чего свои пороки или вина приписываются другим. Внутренне происходящее воспринимается ребенком как внешнее. Он склонен искать виновников или причины своих проблем во внешнем мире. Причем он искренне уверен в своей правоте. Этот механизм очень типичен для детей. Основная форма защиты ребенка: я не виноват, виноват (ты) другой (ие). Наиболее типичный тезис при проекции «я хороший, а вот другие…». Проекция встраивается в структуру личности, формируя определенные жизненные принципы. Злой человек не верит в доброту других, обманщик подозревает других в нечестности.
Противоположную картину мы видим при интроекции, когда себе приписываются качества личности, принадлежащие другому человеку. За образец всегда берется значимый человек. Наиболее ярко эта защита проявляется у подростков. Они стремятся к самостоятельности, протестуют против мелочной опеки, контроля, недоверия со стороны взрослых. С другой стороны, они испытывают тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми для них проблемами и задачами взрослой жизни. Ждут от взрослого помощи и поддержки, но не всегда признаются в этом. В результате у них формируется сильный внутренний конфликт, выражающийся в боязни не соответствовать роли взрослого. Он травмирует подростка и активизирует психологическую защиту, в качестве которого и выступает интроекция. Примеров для подражания сейчас множество. Подростки нередко подсознательно приписывают себе независимость, силу или агрессивность понравившегося эталона и строят свое поведение соответственно этому образцу. Однако это поведение нередко воспринимается взрослыми с насмешкой, снисходительной иронией. Это больно ранит самолюбие подростка, вызывая у него подозрение, что в его похожести «что-то не то». И тогда на защиту выступает новый механизм – подавление.
Подавление – эта защита сходна с отрицанием, личность воспринимает неприятное событие, однако «загоняет» его в подсознание. Ребенок не хочет вспоминать травмирующие обстоятельства, вызывающие неприятные эмоции. Поэтому у него нередко со временем наступают провалы в памяти, когда он не может вспомнить какие-то эпизоды своей жизни, связанные с тяжелыми воспоминаниями.
Вытеснение – это когда непереносимое для личности воспоминание вытесняется в подсознание, хотя сам факт человек помнит и признает. Нередко неприятные события осознаются человеком как значительно превышающего возможности справиться с ними. Тогда ребенок пытается представить себя более беспомощным, чтобы избежать необходимости борьбы и напряжения воли для решения этих проблем. Тогда актуализируется механизм регрессии.
Регрессия – защитный механизм, заключающийся в возврате к более ранним и примитивным формам поведения в ответ на неблагоприятные обстоятельства. Например, когда подростка одолевает мучительная боль, то он начинает хныкать, как ребенок. Регрессия очень часто стимулирует болезнь. Некоторые люди, не нашедшие достойного для себя места в жизни, могут ощущать симптомы какого-либо заболевания и в целом чувствовать себя очень плохо физически, хотя на самом деле никакой болезни у них нет. Обусловлено это тем, что подсознательно они чувствуют себя несчастными, нуждающимися в жалости и опеке, как компенсации за жизненные неудачи. Так нуждается в жалости и поддержке взрослых ребенок, когда ему плохо. Если «уход в болезнь» не получается, а справиться с трудностями человек не в силах, он может попытаться изолироваться от внешнего мира, сократи до минимума контакты и взаимодействия с ним. Это достигается с помощью защитного механизма изоляции. Классическим примером действия механизма изоляции является образ Дон-Кихота.
Изоляция – это психологический механизм защиты, выражающийся в отчуждении от травмирующего фактора. Особенно часто это выражается в попытке «разделить» чувства и понимание. Изоляция выражается в том, что личность просто отгораживается от внешнего мира, полного тягостных для него проблем и конфликтов, и уходит в собственный мир фантазий, творчества, наркотического одурманивания (наркотики и алкоголь могут рассматриваться как способ изоляции). При действии этой защиты ребенок, не справляясь с внутренним напряжением, осуществляет бегство от реальности, от личных и социальных проблем, от активной жизни в реальном мире. Все это заменяется созданием «своего» мира, где все прекрасно, легко, где человек испытывает только положительные эмоции. Изоляция может иметь и положительный эффект. Немало творческих личностей создавали свои творения именно вследствие действия механизма изоляции. Изоляция считается психоаналитиками одной из простейших интеллектуальных защит. Личность не искажает мир в своем восприятии, а просто отстраняется от него, стараясь иметь с этим миром как можно меньше соприкосновений. Человек, использующий изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Вместе с тем у таких людей нередко более, чем у других, обострено понимание другого человека, его чувств, переживаний. Среди них много писателей, поэтов, художников, философов.
Интеллектуализация – это своего рода тоже механизм изоляции, но более высокого уровня. В этом случае ребенок признает травмирующий факт, подвергает его интеллектуальному анализу, но отказывается от переживания отрицательных эмоций. Интеллектуализация часто включается, когда ребенок находится в состоянии гнева или сильного страха. Возможность сознательно сказать себе: «Это не так уж и страшно» или «Я, конечно, мог бы рассердиться», говорит о том, что человек осознает возможность для себя подобных чувств и эмоций, но пока еще блокирует их проявление. Ситуация тревоги или конфликта нередко требует от ребенка моделей поведения, которые он не может осуществить, исходя из личных принципов или социально одобряемых норм. Тогда ребенок пытается заменить запрещенную форму поведения или же невозможную – доступной, разрешенной. Для этого у него срабатывает механизм замещения.
Замещение – механизм психологической защиты, в ходе которого происходит перенос действия или реакция с недоступного объекта на доступный. Замещение действием более эффективно для личности, чем замещение словом. Наиболее широко распространенной формой замещения является ругань. Любая ситуация, связанная с негативным чувством, провоцирующим агрессивный ответ, может иметь разрядку в виде бранного восклицания. Эти, возможно, объясняется резкое распространение такой формы поведения в современном обществе. Трудность и высокая конфликтность нашей жизни повысили агрессивный потенциал общества. Однако барьеры перед выражением прямого агрессивного поведения достаточно сильны. Поэтому люди замещают свои агрессивные порывы бранью. Другой типичный способ замещения злобы – крик. Когда ребенок впал в состояние ярости, он отказывается от разумных и спокойных аргументов и переходит на крик. Выкричавшись, ребенок начинает более спокойно осознавать ситуацию и может даже заподозрить, что он был не во всем прав. Когда ребенок имеет дело не с собственной виной личности, а с обидой, то защита тоже может выступать в виде смена объекта деятельности. Речь идет о бессознательном механизме смещения.
Смещение – механизм защиты, переносящий действие с реально травмирующего объекта на другой. Причем ребенок убежден, что его действия вызваны именно второй ситуацией. Может возникнуть чувство вины, которое тоже не является приятным для личности. Спасением от этого чувства личность может получить с помощью бессознательного механизма рационализации.
Рационализация – это защитный механизм, при котором осознается и используется личностью только та часть информации, которая может характеризовать поведение личности как правильное, социально и объективно одобряемое. Основная цель рационализации – оправдать перед самим собой и другими свои социально неприемлемые качества, поступки, желания. Неприемлемая, отрицательная информация удаляется в подсознание. Рационализация всегда связана с оправдательным отношением к себе. Она может выступать как позитивный механизм, при котором ребенок снижает напряжение и конфликтность ситуации, говоря себе: «Это неприятно, но зато это был хороший урок мне» (по принципу – нет худа без добра).
Аннулирование – защитный механизм, призванный уравновесить некоторую неприятность (вину, страх, стыд) с помощью поведения, которое, по мнению личности, магическим образом уничтожает отрицательный поступок. Схема аннулирования записана во многих религиях ритуалом отпущения грехов.
Идентификация – это возможность идентифицировать себя с другим человеком, неосознанное отождествление. В этом случае на другую личность осуществляется перенос желательных для себя качеств, чувств, желаний. Идентификация имеет положительную и отрицательную формы. В первом случае, идентифицируя себя с положительной личностью, субъект осваивает положительные модели поведения по принципу «я тоже так могу». При отрицательной идентификации ребенок может «потерять» свою личность, так как он впитывает в себя качества и поведенческие модели другого человека, с которым он идентифицируется. Чем теснее эмоциональные отношения между людьми, тем больше возможность идентификации. Это один из немногих защитных механизмов, который позволяет почувствовать другого человека. Следовательно, он может способствовать развитию сочувствия, сопереживания, соучастия.
Сублимация – защитный механизм, переводящий неприемлемые желания и формы поведения в социально одобряемые. Это одна из форм защит, которое обеспечивает конструктивное поведение человека. В отличие от других форм защитных механизмов сублимация не переводит напряжение в другую форму, а разряжает импульс и тем самым действует благотворно на социальную активность личности.
Формы психологической защиты не исчерпываются перечисленной группой. Но, как мы уже видели на описанных примерах, некоторые механизмы защит не имеют четкой формы, они похожи в чем-то по своим функциям. Поэтому даже знакомство с этими видами обеспечивает полное представление о механизмах психологической защиты и их действии. Знание особенностей психологической защиты имеет большое значение для личности. Во-первых, оно обеспечивает более осознанное и адекватное представление о себе и возможность саморазвития и творческой деятельности. Во-вторых, ориентировка в защитных механизмах позволяет более адекватно реагировать на других людей, общаться и взаимодействовать с ними. В-третьих, это знание просто необходимо для эффективного, правильного воспитания детей.

Глава 2.Организация работы по привитию культурного поведения.
2.1. Гуманные отношения в воспитании.
Сухомлинский В.А. писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».
Наверно, никто из нас не помнит точно, когда мы осознали, что голубое над нами – небо, что солнце греет, что люди вокруг не только свои, близкие, а еще великое множество других, совсем незнакомых. Но каждый когда-то понял все это. И чтобы понять, вышел за порог своего дома, вышел погулять. Это мы, взрослые, зачастую думаем, что гулять – значит дышать свежим воздухом. А дети, гуляя, непрерывно, неутомимо изучают, общаются.
Поэтому, детство – как удивительна страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Их трудно вытравить. Они ложатся в основу сознания, характера, определяют весь психический механизм будущих действий ребенка. Не зря же говорится, что «человек, как храм, закладывается в детстве».
А если детство полно лишений, бед и разочарований? Тогда маленький человек может и ожесточиться, замкнуться в себе. Поэтому ни один ребенок не должен чувствовать себя брошенным. Поэтому, мы стараемся больше быть рядом с детьми, пояснять, комментировать все, что они видят; выслушивать и давать советы. Ведь дети не могут сами сделать никаких поправок: они живут здесь и теперь, и все для них по правде и навсегда. Мы должны помочь ребенку справиться с его сиюминутным переживанием, объяснить, что как бы остро и болезненно оно ни было, оно непременно преобразуется, послужит чему-то в будущем.
Каждый ребенок жаждет общения, радости новизны, необычного и яркого, стремится быть принятым в среде взрослых и сверстников, иметь друзей, достигать успеха в делах. Нашим детям хочется, чтобы все их друзья и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда б любили и уважали их. Чтоб никто-никто не делал им замечаний. Вот мы детям и раскрываем секрет такого отношения: ведь только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Мы стремимся учить детей доброте, умению осознать свои поступки, различию меж тем «что такое хорошо и что такое плохо», умению вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.
Конечно, у нас возникает много вопросов в ходе работы: как преодолеть лень воспитанника? Как заставить слушаться? Как бороться с грубостью детей? Как воспитывать чувство ответственности, уважения к окружающим? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности? Как сделать ребенка честным и принципиальным? Как приохотить к учению, получению новых знаний? Как добиться целеустремленности? Как сделать, чтобы воспитанники выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными к людям, хорошими товарищами?
В нашем распоряжении множество средств воспитания. Хотелось бы обратить внимание на такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение.
Пути применения их разнообразны. Мы часто недооцениваем, какой силой обладает слово, то суровое и холодное, то поощрительное, ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое. Мы стараемся продуманно относиться к каждому разговору с детьми, так как значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон, время проведения, место, специально организованна беседа или воспользовались подходящим случаем, как бы, между прочим. Все эти беседы проводим с тем, чтобы заставить детей задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей.
В процессе организации жизни и деятельности детей вырабатываются необходимые навыки и привычки. И чтобы то, чему мы, беседуя, учим детей, к чему призываем, реализовывалось в их повседневной жизни, отношению к людям, нужна, как писал А.С.Макаренко: «…соответствующая гимнастика поведения». Мы показываем на практике преимущества следования нормам морали, чтобы воспитанник мог сам почувствовать важность и справедливость гуманных принципов, определить свою позицию и поупражняться в нравственных поступках. Также для этого проводим различные занятия, разбираем случаи, описанные в литературе, предлагаем различные случаи для анализа, принятия решения.
Конечно, лучше всего целенаправленное влияние на детей осуществлять не через прямое, открытое воздействие, а косвенно – посредством специально организованной ситуации.
В этом случае наша личность как воспитателя, наша роль замаскированы. Это снимает у детей ощущение, что их «воспитывают», а это часто бывает совершенно необходимо. Предлогом для таких ситуаций явилось оформление папки «Хорошие манеры в рисунках».
Не всегда бывает все гладко, случаются и неприятные истории и приходится осуждать поведение детей, но это может иметь место при условии нашей полной уверенности, что другое воздействие здесь эффекта не дает. Когда мы убеждены, что воспитанник совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя, отдаю распоряжение о показании, но практиковаться часто это, конечно, не должно. Цель его не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его, а осознание вины ребенком.
Ну а как же не поощрить ребенка, не выказать одобрение за покорение каждой, пусть не самой большой вершины? Как не отметить добрым вниманием, разделенную с ребенком радостью новую завоеванную ступеньку? Одобрение, поощрение – мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать еще лучше.
Все методы работы редко применяем изолированно друг от друга. Главное, преодолевая отрицательное в ребенке, опираться на хорошее.
Начиная свой рабочий день, мы выражаем уверенность, что дети будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в семье не возникнет конфликтных ситуаций.
По окончании рабочего дня вместе с детьми пытаемся разобраться, как можно было бы избежать нежелательных ситуаций, и что сделать, чтобы предотвратить их в дальнейшем.
На наш взгляд важнейшей линией воспитания личности в детском доме является формирование гуманных отношений, и привитие навыков культурного общения в повседневной жизни этому как нельзя лучше способствует. Макаренко говорил: «Воспитание детей – это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».
2.2. Воспитанники с проблемами поведения.
Невозможно не заметить детей с синдромом дефицита внимания, так называемых гиперактивных детей, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфичных его черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Это одна из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Конкретные рекомендации могут быть следующие:
-придерживаться «позитивной модели». Хвалить каждый раз, когда ребенок заслужил, подчеркивать его успехи;
-избегать повторения слов «да», «нет»;
-говорить сдержанно, спокойно, мягко;
-избегать по возможности скопления людей, беспокойных, шумных приятелей;
-оберегать от переутомления;
-давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.
Также как и гиперактивные дети, сразу обращают свое внимание медлительные дети особенностями своего поведения и деятельности. Они нерасторопны и неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают, по словам взрослых, «их вечно надо подгонять». Этими «копушами» все недовольны. Для медлительных детей характерны слабость и инертность нервных процессов.
Работа с такими детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Воспитателям надо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ему в оптимальном для него режиме. Систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы.
Постоянно нарушают дисциплину и демонстративные дети. Она оказывается наиболее трудной. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Такие дети эгоцентричны и стремятся вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. Часто держатся нарочито, манерно. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушными, играть роль «самого примерного ребенка». Таким детям желательно найти возможность самореализации. Если такой ребенок нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача воспитателя очень трудная – не замечать реплик, глупых шуток, обходиться без нотаций и назиданий. Все замечания делать как можно не эмоционально.
Хотелось бы обратить внимание на агрессивность детей – склонность к причинению другим морального и материального ущерба. Позиция воспитателя должна быть гуманистической, ведь именно педагог, благодаря механизму взаимоотражения, способен воспитать у ребенка доброжелательность, терпимость, эмпатию, другие положительные качества, которые сам проявляет по отношению к детям.

Заключение.
«В человеке все должно быть прекрасно…» - сказал А.П.Чехов. Но, пожалуй, нас сегодня больше всего тревожит человеческая душа. Стремительные перемены в организации нашей жизни в известной мере застали нас, нашу мораль врасплох. Преобразуя «среду обитания», мы явно отстали в преобразованиях самих себя.
Любой человек, в том числе и наш воспитанник, какого возраста он бы не был, стремится к успеху, благополучию, комфорту. И задача воспитателя помочь усвоить определенный уровень духовной культуры, научить взаимодействовать самим с собой, с социумом, с внешним миром. А такие вопросы как раз и решаются в процессе работы по формированию культуры поведения, чувств и общения. Поэтому работу в данном направлении необходимо активно продолжать.
Как показала практика, дети с большой заинтересованностью откликаются на те виды деятельности, в ходе которых отрабатываются умения воспитанников устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях.

Список литературы.
1. Голубева Г.А. Этик

Категория: Сценарии праздников, вечеров, конкурсов, бесед и т.д. | Добавил: Шукшина
Просмотров: 5770 | Загрузок: 319 | Рейтинг: 2.5/2
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024