Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 09:36
ГБУ РМ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии праздников, вечеров, конкурсов, бесед и т.д. [82]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Опрос
Оцените качество услуг нашей организации
Всего ответов: 116
Удовлетворены ли Вы организацией быта?
Всего ответов: 102
Удовлетворены ли Вы качеством преподавания учебных дисциплин?
Всего ответов: 101
Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования
Всего ответов: 97

Документы

Главная » Файлы » Воспитательные разработки » Сценарии праздников, вечеров, конкурсов, бесед и т.д.

Развитие самосознания воспитанников детского дома в процессе социализации и воспитания
[ Скачать с сервера (16.3 Kb) ] 19.09.2010, 21:09
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу независимо от качественных и временных этапов его развития, поскольку всегда существует определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин остаются вне семейной заботы и требуют особого отношения к себе со стороны государства. И хотя наилучшей формой устройства детей-сирот является семейная, деинституализация воспитания детей-сирот пока остается только благим пожеланием. Поэтому общественное воспитание в интернатных учреждениях, как одна из исторически сложившихся форм помощи детям-сиротам, является основной на данном этапе общественного развития.
Ежегодно более 15 тысяч воспитанников интернатов и детских домов начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый - совершает самоубийство. Именно это делает проблему социальной адаптации, интеграции в общество воспитанников детских домов и школ-интернатов особенно актуальной.
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся, социально обусловленной структуры:
 1 - имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека);
 2 - притязание на признание;
 3 - психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем;
 4 - социальное пространство: долг и права.
В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и не всегда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени.
Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой - через асоциальные формы поведения.
У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой.
На наш взгляд помогут разрешить данные проблемы нетрадиционные методы и приёмы воспитания, специально разработанных воспитательных мероприятий и выполнение определённых принципов в работе воспитателя.
Пути решения воспитательных задач считаю следующие:
 через рефлексивное сознание и понимание к самопознанию, и самовоспитание в направлении, отвечающем нравственным и духовным запросам общества;
 развитие интереса у детей к определенной деятельности с раннего возраста;
 формирование и развитие жизненной перспективы;
 предоставление возможности и помощи детям реализовывать себя в положи¬тельной деятельности;
 насыщенное информацией общение с другими детьми и взрослыми.

Основополагающими принципами в своей работе считаю:
1. Принцип демократизации отношений, который предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на собственную точку зрения, стиль отношений ребенка и педагога: "не запрещать, а направлять", "не управлять, а соуправлять"; "не принуждать, а убеждать"; "не командовать, а организовывать". Создаёт психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
2. Принцип индивидуального личностного подхода - предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.
3. Принцип природосообразности - предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований.
4. Принцип творчества и свободы - предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, "сотворения" им собственной жизни.
5. Средовый подход в воспитательной деятельности, т.е. максимальное использование внешней среды детского дома-школы в развитии личности ребенка, что позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность.

Среди многообразия используемых методов воспитания, отдаю предпочтение:
 созданию ситуаций успеха, свободного выбора, творчества, эмоционального заражения и др.;
 самоопределению личности: самоанализ, самооценка, самоконтроль;
 постановка личных перспектив, самовоспитание, самосовершенствование.

Основным методом педагогического общения для меня является метод эмоционального соучастия, основанный на взаимоуважении и поддержании достоинства субъектов общения.
Основные формы работы:
 совместное созидание (участие в конкурсах, соревнованиях, подготовка и проведение семейных праздников, оформление семейных альбомов и т.д.);
 развлечение-коммуникации (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения, и т.д.);
 представления-коммуникации (дискуссия, фронтальная беседа, диспут, обсуждения за круглым столом, разбор ситуаций и т.п.);
 Индивидуальная работа (оформление портфолио достижений, фотоальбома, беседы на тему: "Чего я сейчас хочу?", "Какой я сейчас?" «Что во мне мне нравится, а что не нравится» «Каким я буду взрослым», внедрение новых форм сотрудничества с родственниками воспитанников и т.д.
Анализируя опыт работы по проблеме «Развитие самосознания воспитанников детского дома в процессе социализации и воспитания» мы пришли к следующим выводам.
 Дети становятся более уверенными в себе, самостоятельными, чувствуют себя защищенными, что приводит к ускоре¬нию темпов их личностного роста.
 Исчезает проблема взаимоотноше¬ний между детьми и с взрослыми.
 До минимума сокращается количе¬ство самовольных уходов из учреждения, совершенных правонарушений.
 Выпускники успешно устраиваются в самостоятельной жизни.

Категория: Сценарии праздников, вечеров, конкурсов, бесед и т.д. | Добавил: Горбунова
Просмотров: 2501 | Загрузок: 281 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024